Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)
Практика и перспектива использования интеллектуально-игровых технологий в спортивной и прикладной подготовки спортсменов
Практика и перспектива использования интеллектуально-игровых технологий в спортивной и прикладной подготовки спортсменов
Развитие психологических способностей в пляжном волейболе посредством компьютерных игр
Дячук Ксения
Студентка 4 курса РГУФКСМиТ
Процесс подготовки высококлассных пляжных волейболистов - это очень длительный, многоэтапный, а главное многосторонний процесс. Основными направлениями в подготовке пляжных волейболистов являются: техническая, физическая, психологическая, интегральная, теоретическая и тактическая подготовки. Безусловно, все эти стороны подготовки «пляжников» одинаково важны для его становления, проходят в тесном переплетении друг с другом. В нашей статье мы рассмотрим технико-тактическую подготовку пляжных волейболистов, которая на наш взгляд является основной.
Технико – тактическая подготовка – это педагогический процесс направленный на обучение и совершенствование выполнения технико-тактических действий.[ØFirst person shooter;
ØReal Time Strategy;
ØMultiplayer online battle arena;
ØСимуляторы спортивных игр;
Сбор и оценку информации в пляжном волейболе производит за счет определенных психологических способностей, которые пордробно описаны в научно-методической литературе: внимание, мышление, антиципацию, скорость реакции и память. [1. Ощущение – простейший психической процесс отражения отдельных свойств предметов при их непосредственном взаимодействии на органы чувств [3].
2. Восприятие – отражение в сознании человека предметов и явлений действительности в целом, в совокупности его свойств и взаимосвязи друг с другом при непосредственном их воздействии на органы чувств.
3. Внимание – это сознательное или полусознательное сосредоточение психической деятельности человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой.
4. Память – это особая форма отражения, один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и воспроизведение в виде субъективных представлений.
5. Мышление – это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление есть творческое преобразование субъективных образов объектов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.
6. Воображение – психический процесс создания новых образов (представлений) предметов на основе переработки, мыслительной реконструкции представлений, оставшихся в сознании человека от прошлого опыта.
Антиципацию – это способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий.
Скорость реакции – количество времени, необходимое человеку для обработки информации от поступившего сигнала.
В свою очередь, если рассматривать компьютерные игры, а их в наше время огромное количество и множество разных жанров, то можно заметить, что в них, также развиваются психологические способности , которые необходимы для успешной реализации технико – тактических действий. Так к примеру:
Жанр компьютерной игры
|
Описание
|
Психологические качетва
|
|
- игра, обладающая полноценным литературным сюжетом, и игрок в процессе игры сам раскрывает все перипетии этого сюжета.
|
Внимание, память, скорость реакции, мышление.
|
Боевик (Action)
|
— игра, состоящая, в основном, из боевых сцен, драк и перестрелок. Боевики подразделяются на:
|
Внимание, мышление, антиципацию, скорость реакции.
|
First Person Shooter
|
Внимание, скорость реакции, переключение внимания.
|
|
Антиципацию, скорость реакции.
|
||
Внимание, мышление, скорость реакции.
|
||
— игра, отличительной особенностью которой является наличие у персонажей определённых навыков и характеристик, которые можно обрести, а впоследствии развивать, выполняя какие-либо действия. К этому жанру относятся и многопользовательские ролевые игры (ММОРПГ), которые, в отличие от однопользовательских, не имеют ни конечной цели, ни законченного сюжета. Примеры: The Elder Scrolls (серия), Gothic (серия).
|
Внимание, мышление, антиципацию, скорость реакции и память.
|
|
— игра, представляющая собой управление масштабными процессами, как, например, строительство городов, ведение бизнеса, командование армией и т. д. Игровой процесс может идти как в реальном времени (RTS — real time strategy), так и в пошаговом режиме (TBS — turn based strategy).
|
Внимание, мышление, антиципацию, скорость реакции и память
|
|
— игра, полностью имитирующая какую-либо область реальной жизни, например, имитация управления гоночным автомобилем или самолётом.
|
Мышление, антиципацию, скорость реакции и память
|
|
игра, полностью или более чем наполовину состоящая из решения различных логических задач и головоломок.
|
Мышление и память
|
|
Образовательная игра
|
игра, включающая в себя элементы обучающих программ, которые подаются через сам игровой процесс и, благодаря повышению интереса к ним в связи с необычным антуражем, впоследствии хорошо запоминаются.
|
Внимание, мышление и память
|
Забавы
|
— игры, рассчитанные, в основном, на детей, где психологическое впечатление от происходящего на экране гораздо важнее самого процесса игры — например, вид лопающихся пузырьков
|
Внимание
|
В своей статье, я хочу рассмотреть игру Bricks demolition . В этой игре необходимо уничтожить все кирпичи, чтобы пройти фазу и наслаждаться захватывающими визуальные эффекты в этой игре. Знаменитые Bricks (кирпичи) были так популярны в период 70-х и 80-х годов, и вы можете носить в кармане.
Есть два режима управления мяча: Классический, где угол отскока зависит от точки удара на ракетку (более далеко от центра) и разборка, где угол отскока зависит от угла падения и движения ракетки, Demolition в настоящее время состоит из 400 уровней, но будет добавлять больше. Чтобы преодолеть их, вы будете иметь различные средства, хотя иногда они могут помешать вам работать, а может быть изменение размера ракетки или скорости шаров множитель шаров, барьерные, огненные шары, тяжести, изменение видимости кирпича. [4]
Данная игра на наш взгляд способствует увеличению внимания, скорости реакции и предугадыванию действий соперника.
Таким образом, можно сделать вывод, что при разумном подходе и соблюдении необходимых условий, компьютерные игры являются эффективным дополнительным средством формирования предметных знаний и умений, а также технико-тактических действий в пляжном волейболе. При этом негативное влияние компьютера при грамотной организации процесса можно свести к минимуму. Основное же положительное значение компьютерных игр заключается в богатых, разнообразных условиях игровой деятельности, которые позволяют достичь спортивных целей наиболее эффективным и привлекательным для спортсменов способом.
Таким образом, можно сделать вывод, что при разумном подходе и соблюдении необходимых условий, компьютерные игры являются эффективным дополнительным средством формирования предметных знаний и умений, а также технико-тактических действий в пляжном волейболе. При этом негативное влияние компьютера при грамотной организации процесса можно свести к минимуму. Основное же положительное значение компьютерных игр заключается в богатых, разнообразных условиях игровой деятельности, которые позволяют достичь спортивных целей наиболее эффективным и привлекательным для спортсменов способом.
Литература
3.Психология: Учеб для ин-тов физ. культ./Под ред. В.М.Мельникова.- М: Физкультура и спорт, 1987.- с. 25-60.
Интернет-ресурс: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.daf.archanoide
- Войдите на сайт для отправки комментариев