Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)

Практика и перспектива использования интеллектуально-игровых технологий в спортивной и прикладной подготовки спортсменов

Интерактивные компьютерные игры в подготовке спортсменов - стрелков из лука с ограниченным состояние здоровья

 Олекминская П.М., Новоселов М.А.

Кафедра ТиМ индивидуально-игровых и  интеллектуальных видов спорта РГУФКСМиТ
 
Актуальность исследования. Информатизация современного общества привела к внедрению в различные  сферы жизнедеятельности человека информационных систем и технологий. Вопрос информатизации физической культуры и спорта как отрасли поставлен на законодательный уровень (ЗК РФ «О ФКиС в РФ»). Информатизация спорта привносит инновационные средства и методы подготовки спортсменов.
Компьютерные игры, как и сами компьютеры, прошли долгий путь от своего создания до внедрения их в жизнь общества. Игры в современном мире все больше берут на себя развивающую, обучающую, информативную и развлекательную функции. Они становятся неотъемлемой частью нашей жизни.
Бурному развитию индустрии компьютерных игр в России, в 1990-х, конечно же, способствовало массовое распространение интернета. Компьютерные игры находят своё отражение в технической, экономической, художественной и культурной жизни общества [8].
Разработчики компьютерных игр, очевидно, понимая масштабы бедствия, вызванного игровой зависимостью, постепенно уводят геймерское сообщество от многочасового времяпрепровождения за экраном монитора, посредством создания компьютерных игр с обратной связью с помощью сенсоров. Сенсоры используются и для идентификации, и для управления видеоигрой [1,7,8].
 С развитием науки, созданием и внедрением ноу-хау технологий, на сегодняшний день, в игровой индустрии играм стали придавать активный характер. Управлять игрой стало возможно не только джойстиком/мышью/клавиатурой, но и с помощью движений, сложность которых изменяется в зависимости от игровой ситуации и темпа игры. 
Цель исследования. Разработать программу подготовки с использование интерактивных компьютерных игр спортсменов стрелков из лука с ограниченным состоянием здоровья.
Научная новизна. Впервые научно обосновано применение интерактивных компьютерных игр в подготовке спортсменов стрелков из лука с ограниченным состоянием здоровья.
Практическая значимость. – Разработана и апробирована программа подготовки с использование интерактивных компьютерных игр спортсменов стрелков из лука с ограниченным состоянием здоровья.
Гипотеза – предполагалось, что занятия с использованием интерактивных компьютерных игр повысят эффективность подготовки спортсменов - стрелков из лука с ограниченным состоянием здоровья, выражающееся в улучшении психофункционального состояния и соревновательной деятельности.
Методы исследования: тест цветовых выборов (М.Люшер), оценка самочувствия (САН), тест на время простой сенсомоторной реакции (Орбита), индекс Руфье.
Организация исследования. В эксперименте приняли участие 12 спортсменов, занимающихся стрельбой из лука и имеющих ограничения в состояние здоровья (передвигаются на креслах-колясках, заболевание – травма позвоночника) в возрасте 20-30 лет.  Из них были сформированы 2 группы: экспериментальную группу (ЭГ) составили 6 спортсменов и контрольную группу (КГ) – 6 спортсменов.
Перед педагогическим экспериментом и после были проведены контрольные испытания. Полученные в ходе исследования результаты сравнивались по критерию Стьюдента между ЭГ и КГ для определения достоверности различий между средними арифметическими значениями до и после проведения исследования.
Результаты исследования.
Таблица 1. Сравнение результатов тестирования после педагогического эксперимента в  ЭГ (n = 6) и КГ (n = 6)
Тесты
ЭГ
Х ± δ
КГ
Х ± δ
t
p
Время сенсомоторной реакции

81.66±1.94

63.5±3
5.55 < 0.05
Индекс Руфье

6.43±0.24

8.1±0.31
4.55<0.05
Тест Люшера
1.41±0.10

0.74±0.03
6.41<0.05
Оценка самочувствия

6.06±0.34

4±0.35
2.65<0.05
·                   Достоверность  различий  р < 0,05 (f = 2,571)
В результатах оценки физических качеств  у спортсменов-стрелков из лука с ограниченным состоянием здоровья в экспериментальной и контрольной группах (таблица 1) произошли положительные изменения по сравнению с констатирующим экспериментом. Увеличился функциональный резерв сердца, в следствие которого происходит приспособляемость организма к нагрузкам t=4.55, P<  0.05, прирост 39%. Улучшилось психофункциональное состояние (тест Люшера) t=6.41 p< 0.05, прирост 50%. Показатели сенсомоторной реакции у спортсменов-стрелков из лука с ограниченным состоянием здоровья были достоверно выше, сем в контрольной группе t=5.55 p<  0.05, прирост 71%. Оценивая данные тестирования самочувствия (тест САН) мы видим, что результаты спортсменов экспериментальной группы были достоверно выше, чем у спортсменов контрольной группы t=2.65,P<  0.05, прирост 31%.
Выводы. Занятия с использованием интерактивных компьютерных игр повышают эффективность подготовки спортсменов-стрелков из лука с ограниченным состоянием здоровья, что выражается в улучшении психофункционального состояния.
 
 
Литература.
1.     Кулишов Н.Н. Концепция компьютерно-игрового комплекса в детских реабилитационных учреждениях: брошюра для врачей \ Н.Н. Кулишов, Ю.М. Горвиц, под ред. Проф. Е.Т.Лильи. - М. : ЛО Московия, 2002. - 33с.
2.     Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П.Матвеев.- М.:Физкультура и спорт,1991.-543с.
3.     Манханов З. С. Построение тренировочных нагрузок высококвалифицированных стрелков из лука с различным уровнем специальной физической подготовленности : дис. канд. пед. наук /З.С. Манханов .- [Всерос. НИИ физич. культуры и спорта]. – М., 2009. -105с.
4.     Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте/В.Н.Платонов.-М.:Олимпийская литература,2004.-606с.
5.     Парфенов А. С. Организация физкультурно-массовой и спортивной работы с инвалидами с дефектами опорно-двигательного аппарата : монография / А. С. Парфенов. - Орел, 2010. - 123 с.
6.     Сопов В.Ф. Методы измерения психологического состояния в спортивной деятельности / В.Ф. Сопов. – М.: РГУФК, 2004. – С.25
7.     Games for physical therapy / Keerthana Puppala.- URL: https://www.cs.auckland.ac.nz/courses/compsci705s2c/exams/SeminarReports/GamesForPhysicalTherapyFinal-vpup001.pdf (Дата обращения 09.10.2014)
8.     Zhang Zhengyou. Microsoft Kinect sensor and its effect/ Zhang Zhengyou // IEEE MultiMedia. - 2012. - №2. - С.4-12  Chang YJ. A Kinect-based system for physical rehabilitation: A pilot study for young adults with motor disabilities / YJ. Chang, SF. Chen, JD. Huang // Research in Developmental Disabilities (RES DEV DISABIL). -  2011. – ноябрь. – С.44-50