Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)

Практика и перспектива использования интеллектуально-игровых технологий в спортивной и прикладной подготовки спортсменов

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Майорова Л.В.,
Cоветник при ректорате ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ,
доцент кафедры философии и социологии
г.Москва

Рассматривая проблему развития стратегического мышления у футболистов с помощью компьютерных игр, необходимо изучить смысл игры, особенности влияния компьютерных игр на развитие качеств, а также влияние стратегических компьютерных игр на мышление футболистов.

Роль игр в нашей жизни велика: они помогают развивать нужные и полезные качества. И перечень этих качеств не мал. Cпортивная игра, и компьютерная игра имеют общие черты. Приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе способности помогают легче и быстрее находить верные решения, лучше ориентироваться в жизненных ситуациях и адаптироваться к окружающим изменениям.

Так как информация, получаемая в процессе игры легче усваивается, игра является одним из важнейших видов развивающей деятельности человека, применяемой с детства,способствующей развитию у ребенка физических, интеллектуальных и социальных качеств[1].

В процессе занятий спортивными играми, такими как футбол, хоккей, гандбол, баскетбол, волейбол и другими, происходит развитие физических качеств: силы, выносливости, гибкости, скорости движения, ловкости, координации. Именно, учебно-тренировочный и соревновательный процессы приводят к совершенствованию физических качеств, подготовленности спортсмена, благодаря чему достигается оптимальность движений человека.

Регулярную тренировку умственной деятельности хорошо осуществлять с помощью интеллектуальных игр, развивающих такие интеллектуальные качества как аналитическое мышление, логика, дедукция– это лучший способ развития мышления. В процессе игры развиваются такие важные качества, как критическое, абстрактное, образное мышление, прогнозирование, концентрация. Благодаря таким логическим и интеллектуальным играм как нарды, шахматы, преферанс, покер, логические головоломки, развивающие компьютерные игры различных жанров, развиваются и совершенствуются разнообразные умственные способности.

Результатом индивидуальной и групповой деятельности человека в различных комбинациях являются приобретенные социальные качества, представляющие собой концентрацию человеческого опыта. Социальные качества, развиваемые играми, необходимо воспитывать в человеке с первых дней жизни. В общении и играх с родителями ребенок получает первые навыки социального поведения. В игре происходит процесс социализации детей, так участвуя в играх вместе с другими детьми, ребенок по мере взросления и вхождения в социум, учится коммуникабельности, работе в команде, решению общих задач и проблем, терпимости к ошибкам других, распределению обязанностей и разделению ответственности. Те игровые задачи, которые ставятся пред группой, способствуют лучшей социализации детей.

Во всех командных играх, благодаря возникающей необходимости идти на компромиссы, уступать, прислушиваясь к мнению других участников и учитывая его, формируются основы правильного социального поведения. Именно в дошкольном воспитании следует научить детей сдерживать свои эмоции, практически мыслить в предметном и образном направлении, контролировать свое поведение и действия в рамках сообществ, четко осознавать свое место и значение в обществе. Лучше всего такое обучение проходит в игровой форме.

Основные социальные качества, которые развивают игры у детей: самостоятельность, смелость, честность, доброта, желание помочь. В процессе игры происходит социализация детей: формируется трудолюбие, ответственность, уважение, уверенность в собственных силах. Благодаря социализации детей в играх, они принимают активное участие в жизни семьи, группы детского сада, в обществе друзей, с готовность приходят на помощь, с удовольствием занимаются и играют, участвуют в обсуждениях и спорах, делая правильные выводы и уместные замечания. Это свидетельствует о том, что дети на должном уровне разбираются в устройстве окружающего их мира. По сути, игры отображают реальную жизнь в воображаемой условной обстановке, и то, какие качества развивают игры, зависит от их вида.

В младшем и среднем школьном возрасте логические игры приносят много пользы, особенно настольные и компьютерные. Активные, интеллектуальные, логические, компьютерные, ролевые – разные игры важны на различных этапах роста как обязательный элемент развития качеств, необходимых для жизни.

Что касается использования компьютерных игр детьми, то в их адрес много отрицательных точек зрения.Светлана Любошиц в своей работе «Компьютер детям не игрушка» выделяет аргументы «против» и «за» компьютерные игры.

Аргументы против компьютерных игр: они отнимают время, которое лучше провести с книжкой в руках или на свежем воздухе, чем проводить время бесконтрольно за стрелялками и пугалками, которые развивают агрессивность. Подросток перестает различать грань добра и зла, возникает психологическая зависимость от компьютера, когда за ним проводит день и ночь, длительное сидение за компьютером ухудшает зрение.

Исследования показывают, что наибольший вред приносят ролевые игры, агрессивной направленности. Аргументы за. Если работать за компьютером по правилам, польза будет громадная. Компьютерные «игрушки» развивают логику, находчивость, нестандартное мышление. Благодаря компьютеру ребенок открывает в себе новые качества, учится творчески мыслить. Компьютер сейчас все активнее используется для подготовки ребенка к школе. Он развивает способность к анализу, внимание, зрительную память, с его помощью можно научить ребенка читать и писать, рисовать, считать и т.д. [2].

Рассматривая весь перечь компьютерных игр и их способность развивать различные качества, заинтересовали стратегии и их возможности.

Стратегии особо популярны у мужской половины игроков. Любители такого варианта должны уметь смотреть на ситуацию сверху - это уровень высокого руководителя организации, города, армии, государства. Такие игры являются отличным тренажером для формирования стратегического мышления.

Также интересны и спортивные игры, позволяющие увидеть игроку все поле и применить свою стратегию и тактику игры, что позволяет их развивать в процессе игры. Эти игрушки являются отличными симуляторами реальных спортивных состязаний.Симулировать в игре можно кого угодно: пилота самолета, властелина мира, великого путешественника. Созданы всевозможные спортивные игры этого жанра. Польза игр этого вида - все они обучающие.

Компьютерные игры, являясь удивительным инструментом развития детей, при бесконтрольном использовании могут оказывать, и негативное влияние.

Главная задача современной педагогики и психологии в данной области - разработать средства, позволяющие использовать, все имеющиеся возможности обучающего потенциала компьютерных игр и формировать внутренние барьеры к типам аддиктивного поведения.

Переходя от компьютерных игр к компьютерным технологиям, отметим, что будущее человечества за компьютерными технологиями, и тот, кто не сможет освоить их с детства, окажется исключенным из информационного общества, за «бортом» научно-технического прогресса.

В начале второго десятилетия XXI в. Важно не только изучать, как компьютер и компьютерные игры влияют на детей различного возраста, используя все его позитивные качества, необходимо начинать готовить детей к активному и адекватному с ним взаимодействию, как инструменту.

Литература.

1.Качества, которые развивают игры[электронный ресурс] название с экранаhttp://www.neboleem.net/stati-o-detjah/5869-kachestva-kotorye-razvivajut-igry.php (дата обращения 28 октября 2014 г.)

2. ЛюбошицС. Компьютер детям не игрушка[электронный ресурс] название с экранаselnov.ru/publikat.php?aid=719&binn_rubrik_pl_articles=151 (дата обращения 28 октября 2014 г.)