Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)

Практика и перспектива использования интеллектуально-игровых технологий в спортивной и прикладной подготовки спортсменов

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФУТБОЛЕ

Сизоненко ИИ, студент РГУФКСМиТ
В настоящее время тренировочный процесс, направленный на достижение высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т. д.
Одной из важнейших сторон спортивной тренировки является оперативный контроль.
Оперативный контроль тренировочных нагрузок при помощи компьютерных технологий в тренировочном процессе позволяет тренерам контролировать и вводить на основе полученных данных коррекции в тренировочных процесс.
Актуальными проблемами в тренировочном процессе являются новые формы и виды оперативного контроля выполняемых нагрузок по направленности, величине, координационный сложности, интенсивности и др. Контроль нагрузок на тренировочных занятиях позволяет выполнять запланированный объем нагрузок, а также развивать и совершенствовать процесс подготовки спортсменов.
Использование компьютерных технологий при оперативном контроле в тренировочных занятиях спортсменов позволяет на основе контроля нагрузок разрабатывать эффективные варианты тренировочных нагрузок.

Применительно к практическому использованию компьютерных программ в тренировочном процессе футболистов это:
- тщательная отработанность мотиваций тренировочного процесса не только «принудительного» характера (оценки), но и типа личной заинтересованности и удовлетворения данным процессом;
- оценка по конечному результату, ограниченному регламентированностью, широкой свободой выбора, поощрение разумного творчества в тренировочном процессе;
- индивидуальность подхода к тренирующемуся при адаптации в процессе занятий.

Технология технико-тактической подготовки
Рассматриваются особенности технико-тактической подготовки в игровых видах спорта с использованием информационных технологий. Основными аргументами в пользу таких технологий обучения являются наглядность, интерактивность, возможность использования комбинированных форм представления информации и реализация самостоятельного обучения, что сказывается на качестве усвоения материала. Они позволяют создать такие условия тренировочного процесса, благодаря которым спортсмены могут за более короткое время познать закономерности движений со сложнокоординационной структурой, недоступные при обычных способах организации технико-тактической подготовки. Технология технико-тактической подготовки реализуется на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, при помощи которой задают световые зоны. Часть зон, выделенных цветом, являются запрещенными для нахождения спортсмена, неподвижны или перемещаются, имитируют противодействующих игроков-соперников и препятствуют передвижению спортсмена, моделируя игровые ситуации. Спортсмен оценивает смоделированную ситуацию и прогнозирует ее развитие, находит рациональный маршрут и передвигается по нему со спортивным снарядом в свободную зону или посылает спортивный снаряд через свободную зону в зону поражения соперника или своему партнеру. В зависимости от подготовленности спортсмена тренер выбирает программу, задающую режим тренировки и уровень ее сложности. О технико-тактической подготовленности спортсмена судят по количеству попаданий спортсмена или спортивного снаряда в запрещенную световую зону, по способности оценивать смоделированную игровую ситуацию и прогнозировать ее развитие, по умению использовать свои технические и тактические навыки. Технология может использоваться при технико-тактической подготовке команд разной подготовленности, специализирующихся в футболе, хоккее, ручном мяче, регби, баскетболе и в других командных видах спорта.