Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)

Практика и перспектива использования интеллектуально-игровых технологий в спортивной и прикладной подготовки спортсменов

Подготовка юных шахматистов с применением компьютерных игровых технологий

А.П. Вахламеев

В современном мире внедрение информационных технологий проникло почти во все сферы человеческой деятельности, и спорт не является исключением.
Наряду с базовыми методами тренировки шахматистов появились новые, основанные на использовании персональных компьютеров и шахматных программ, значительно изменивших форму и содержание процесс.

Многие известные шахматисты подчеркивают пользу обязательного изучения шахмат. Вот как, например, писал об этом Капабланка: «Я считаю, что шахматы следовало бы включить в школьные программы во всех странах. В возрасте десяти лет школьники должны начинать изучение шахмат по программе, которая бы учитывала их возраст и одаренность» Несколько лет назад по инициативе К. Илюмжинова в план учебных занятий в школах Калмыкии введены шахматы как учебный предмет.

Шахматные программы могут быть анимированными для быстрого и интересного прохождения нудного этапа изучения шахматных правил. Больше всего этому рады дети, уже заразившиеся компьютерными играми. К таким программам относятся, например, такие как «Шахматы в сказках», «Динозавры учат шахматам» и др. Помимо того, что юный шахматист видит своих любимых героев, они его еще и обучают игре в шахматы.

В каждую обучающую программу встроена и игровая программа, позволяющая как разыгрывать заложенные позиции, так и просто играть как с начальной, так и с задаваемой позиции.

Не следует забывать о значении шахмат в развитии творческих способностей обучающихся. Шахматная игра вообще и игра в шахматы с ПК, в частности, а также многочисленные упражнения в решении шахматных задач развивают логическое мышление обучающихся. Умение ставить цель, решать поставленную задачу, вычленяя главное и абстрагируясь от второстепенного, принимать решения, как на основе точного расчета, так и на основе интуитивных решений – качества, которые успешно развиваются благодаря серьезным занятиям шахматами.