Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)

Практика и перспектива использования интеллектуально-игровых технологий в спортивной и прикладной подготовки спортсменов

Игровые компьютерные технологии в баскетболе

М.Ю. Подаруев

Одна из проблем спорта высших достижений – сезонность. После соревновательного периода наступает переходный период, где активность сводится к минимуму. В виртуальном мире “межсезонье” может отсутствовать вообще.
Баскетбол – один из массовых видов спорта, для него написано множество компьютерных симуляторов, Сери них следующие: NBA Street, NBA Live 2005, NBA 2K9

NBA Street (EA Sports BIG, 2001)
Платформы: PlayStation 2, GameCube
В начале века специализированное подразделение EA Sports BIG, работающее под девизом «без правил – без физики – без границ», выпустило игру NBA Street, которую называют не иначе как «NBA Jam of our time»: не выходя за рамки заложенных великой предшественницей канонов, Street все-таки смогла привнести оригинальные идеи, создать нечто цельное и занять место в пантеоне великих баскетбольных игрушек. Не стоит забывать, что 2001 год и PlayStation 2 давали разработчикам гораздо больше средств для воплощения задуманного, чем они и воспользовались, создав отличную графику и геймплэй. Успешная игра породила целую серию, причем не только баскетбольную, но и с аналогами в футболе и соккере.

Связь с реальностью: В основу заложена беспроигрышная идея: освобожденные от всяческих рамок и классических сценариев суперзвезды НБА (по 5 от каждой из 29 команд) помещены в атмосферу уличного баскетбола.

NBA Live 2005 (EA Sports, 2004)
Платформы: PlayStation 2, Xbox GameCube, PC
Серия NBA Live на долгое время стала гегемоном в мире виртуального баскетбола. Уверен, абсолютно все, кто интересуется НБА и балуется видеоиграми, сталкивались с этим долгоиграющим плодом вдохновения EA Sports. Вероятно, каждый назовет свою версию относительно лучшего (любимого) представителя серии и будет по-своему прав. Что касается NBA Live 2005, то она стала самой продаваемой среди среди собратьев. Не будем перечислять многочисленные достоинства. Скажем лишь, что эта игра выделялась еще и тем, что действительно добилась прогресса, ведь отличалась от предшественниц не только интерфейсом и обновленными ростерами, но и солидным «апгрейдом» в смысле игрового процесса.

Связь с рельностью: Лицом игры стал Кармело Энтони. Думаю, нет смысла напоминать о полноценных ростерах, индивидуальных движениях и т.п. – все это присутствует. Приятным дополнением стала возможность поучаствовать в полноценном Звездном Уикенде – с конкурсом трехочковых, данк-контестом, а также матчами между новичками и второгодками ну и, собственно, звездами НБА.

NBA 2K9 (2K Sports, 2008)
Платформы: PC, PlayStation 2, PlayStation 3, Xbox 360
Я помню, как после опостылевшей, доисторической NBA Live впервые включил NBA 2K9. Вначале пошел матч в демонстрационном режиме. Но это выяснилось позже, а тогда я подумал: «О, эти парни сделали отличную заставку». Продолжая знакомство, столкнул лбами компьютерные «Бостон» и «Лейкерс», не понимая, почему на экране снова появилась заставка. Я наблюдал, словно зачарованный, и долгое время не мог поверить в то, что творящееся на площадке великолепие и есть сама игра. Это было просто невероятно!
Связь с реальностью: Прогресс не стоит на месте. Связь с НБА у 2K9 просто колоссальная, такая, что на первых порах трудно отличить игру от реального матча. Все проработано до мелочей: от «прав Берда» и трехсторонних сделок в режиме Ассоциации до обновляющихся в соответствии с реальными событиями в лиге составами.