Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)

Практика и перспектива использования интеллектуально-игровых технологий в спортивной и прикладной подготовки спортсменов

Развитие когнитивных способностей шахматистов с помощью компьютерных игр

О.Ю.Тропова
учредитель Евпаторийской шахматно-шашечной
федерации,
помощник депутата Евпаторийского городского совета

В современных условиях сложившегося информационного общества ни одна сфера жизни человека не остается в стороне от всеобщей компьютеризации. Не стал исключением и спорт. Регулярно появляются многочисленные новые компьютерные игры, в которых все желающие могут попробовать свои силы в качестве боксеров, футболистов, хоккеистов или шахматистов. Именно для шахматистов и были созданы такие программы, как Chessmaster 7000, Deep Fritz, Goliath Blith Year 2002 Edition, Chessmaster 8000, Shredder и многие другие. Большая база задач, тактик и стратегий, архив партий шахматистов мирового уровня – все это позволяет в краткие сроки обрести начальные навыки этой древнеиндийской игры или же повысить уже имеющийся уровень знаний.

Но действительно ли это так? Ведь играя, в частности, в футбольные симуляторы, человек не сможет стать хоть сколько-нибудь известным футболистом без регулярных и тщательных тренировок, а любитель побоксировать в виртуальном пространстве, скорее всего, так и останется наблюдать за спортивными соревнованиями по эту сторону экрана, если, конечно, не запишется в специализированную секцию. Получается, что большинство спортивных компьютерных игр могут оказать влияние исключительно как агенты мотивации для занятий физической культурой, но не тренируют игрока, как это делают шахматные программы. Воздействуя на когнитивные способности индивида, они становятся источниками развития логики, аналитического мышления, позволяющего реализовывать абстрактные идеи и с легкостью решать интеллектуальные задачи, что полезно не только в шахматах, но и в реальной жизни. Таким образом, происходит трансформация стиля познавательных процессов, предопределяющих использование той или иной исследовательской стратегии. Иными словами, изменяется сам механизм познания: человек меньше опирается на собственные ощущения и предчувствия, а в большей степени руководствуется логикой. Чувственное начало помогает построить лишь эскиз, рациональное же дорисовывает все остальные, наиболее важные в картине мира элементы. Именно в развитии такого когнитивного стиля и помогают шахматные компьютерные игры.

Хочется отметить необходимость использования шахматных программ в процессе обучения юных шахматистов. Доступность теоретического материала, возможность построения игровых моделей на базе своих знаний, выбор уровня противника в соответствии с собственным уровнем шахматных знаний – что еще нужно для самостоятельных занятий? Способствуя стимуляции самостоятельного совершенствования юных спортсменов-шахматистов, специализированные компьютерные программы повышают их уровень игры, развивают абстрактное мышление, логику, память, скорость принятия решений, которые являются важнейшими составляющими прогрессирования в интеллектуальных видах спорта.