Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)

Практика и перспектива использования интеллектуально-игровых технологий в спортивной и прикладной подготовки спортсменов

К вопросу использования информационных технологий в образовательном процессе вуза

                                                        Петрушин В.М.

                         Московский университет МВД России им. В.Я.Кикотя

Становление информационного общества отразилось на работе высших учебных заведений, в том числе и вузов физической культуры. По-прежнему остается нерешенным ряд вопросов, связанных с информатизацией учебного процесса. Одной из проблем образования является, прежде всего, информационная культура самих преподавателей вузов физической культуры, их готовность к применению современных информационных технологий в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту.
 
Умение использовать компьютерные технологии (IT-компетенции) при обучении и в профессиональной деятельности становятся одним из необходимых качеств преподавателя. В основу формирования информационной культуры преподавательского состава должна быть положена идея компьютерной поддержки каждого изучаемой дисциплины (практической или общетеоретической): нельзя подменить это изучением курса информатики или информационных технологий. Наряду с этими дисциплинами необходимо предусматривать ряд курсов и дисциплин по выбору студентов, которые  играют  значительную роль в  подготовке к будущей профессиональной деятельности, например, “Видеоанализ в практике спорта”, “Информационные системы в  системе соревнований”, “Компьютерное моделирование подготовки спортсмена”. Особенно следует отметить, что сейчас активно развивается такой вид  соревновательной деятельности как киберспорт. Пока это развивается стихийно, но уже в глобальном масштабе, и, как только Министерство спорта признается этот вид деятельности видом спорта, возникнет необходимость подготовки специалистов как для тренерской деятельности, так и для информационного сопровождения.
 
Также следует отметить, что немаловажной задачей является  использования современных информационных технологий в системе повышения квалификации и переподготовки кадров. Необходимо разработать  многомодульную систему электронных учебников и справочников, банков данных и баз знаний, развивать на унифицированной основе электронные библиотеки и обеспечить взаимодействие между ними средствами телекоммуникаций. Методически современные информационные технологии в системе повышения квалификации и переподготовки кадров должны быть проработаны с ориентацией на конкретное применение в учебно-тренировочном процессе, проведение научных исследований, учитывать специфику отдельных видов спорта.
 
Сегодня очень важно создание централизованной информационной среды физкультурного образования, которая могла бы позволить пользоваться базами данных и знаний, подготовленных в институтах и на факультетах физической культуры, всем специалистам независимо от места их проживания (в том числе и для развития дистанционного обучения). Сюда, прежде всего можно отнести базы данных по защищенным диссертациям, новым учебникам, статьям межвузовских научных сборников и тезисов докладов научно-практических конференций, перспективным программным оболочкам по разработке электронных учебников по различным видам спорта, защищенным выпускным квалификационным работам студентов, подготовленным и используемым в тренировочном процессе мультимедийным программным продуктам.